ОАО «ЦНТ» разработаны оптоэлектронные приборы и комплексы для решения задач неразрушающего контроля на железнодорожном транспорте. Наиболее интересными стали разработки системы тепловизионного контроля состояния колесных пар тележек железнодорожных вагонов «Теплоскан» и системы скоростной записи изображения контактного провода «Блик». Приборы испытывались и находились в опытной эксплуатации на объектах Московской железной дороги.
Система ``Теплоскан``

Система «TeploScan» оптико-электронный сканирующий комплекс, работающий в инфракрасной части спектра.
Назначение
Система «TeploScan» предназначен для обнаружения микротрещин в колесах, тележках и рамах железнодорожных вагонов и определяет неисправности тормозной системы и буксовых узлов.
Технические параметры системы
Спектральный диапазон | 8-12 мкм |
Мгновенное поле зрения | 2 угл. минуты |
Угол поля зрения | 8.5 град. |
Число датчиков | 2 |
Расстояние от датчика до объекта наблюдения; | 7-14 м |
Разрешение датчика при расстоянии до объекта 7 м | 4 мм |
Количество точек опроса | 256 |
Температурная чувствительность | 0.1 K |
Время выхода на рабочий режим | 6 мин |
Время непрерывной работы | не более 8 ч |
Система охлаждения | активная; МКСО |
Диапазон измеряемых температур | от -23° C до +100° C |
Система ``Блик``

Система «Блик» — оптико-электронный сканирующий комплекс
Назначение
Система «Блик» предназначена для дистанционной диагностики контактного провода сети электроснабжения железной дороги с движущегося вагона-лаборатории. Система устанавливается на вагон и позволяет измерять средний износ контактного провода и обнаруживать места локального повышенного износа на скорости до 100 км/ч.
Cистема эксплуатируется на Московской железной дороге ОАО «РЖД» с 2006 года.
Технические параметры устройства
Спектральный диапазон | 400-900 нм |
Формат датчиков | 2 x 5150 элементов |
Точность измерения | 0.3 мм |
Диапазон измерения по горизонтали | 1300 мм |
Диапазон измерения по вертикали | 1100 мм |
Продольное разрешение | 30 мм (при 108 км/ч) |
Скорость записи | 1000 стр./с |
Время включения (не более) | 3 мин |
Скорость движения вагона | до 108 км/ч |
Время непрерывной съемки | до 6 ч |
Температурный диапазон | от -40° C до +60° C |
Решения ОАО «ЦНТ», примененные при разработке приборов неразрушающего контроля защищены патентами РФ.
Патент №2260534
«Способ диагностики неисправностей колесных тележек железнодорожных вагонов»
Патент №2264930
«Способ диагностирования локального износа контактной сети электропитания железнодорожных составов»